Главная Технологии Педагогам Родителям Дети Статьи Ссылки  
   

ШПАГАЛКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Как помочь агрессивному ребенку?

Основная задача педагога в работе с агрессивными детьми - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной игре.

Психологические особенности ребенка:

- слабо развит контроль над своими эмоциями;
- слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
- низкий уровень эмпатии;
- ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Приемы эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего "Я", языке "Я-сообщений";
- "активно слушает" внутренний мир ребенка, мир его чувств;
- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
- обладает навыками саморегуляции эмоционального состояния.

Некоторые авторы (Кривцова, Байярд) предлагают такую схему "Я-сообщения" ребенку:
1. Что делает ребенок (факт наблюдения).
2. Какие чувства у Вас возникают в связи с этим.
3. Конкретное пожелание ребенку.

Возможно, ребенок манипулирует вами, меряется силами и не хочет сдавать позиции. В этом случае в контекст "Я-сообщений" необходимо включить предупреждение о возможных санкциях, чтобы ребенок начал с вами считаться. Данное сообщение делается по следующей схеме:

Ваши действия___:1."Я-сообщение"
Действия ребенка:1.Игнорирование.
Ваши действия___:2.Усиленное "Я-сообщение"
Действия ребенка:2.Дальнейшее игнорирование.
Ваши действия____:3.Конкретное пожелание("Я хочу…")
Действия ребенка:3.Невыполнение желаемого действия (отказ).
Ваши действия___:4.Предупреждение о возможных санкциях ("Я собираюсь сделать…")
Действия ребенка:4.Дальнейшее игнорирование.
5.Реализация санкций.
Предупреждение о санкциях надо делать для того, чтобы ребенок сам сделал выбор, сам принял решение и нес за него ответственность.

Развитие навыков конструктивного поведения ребенка через ролевую игру.

1 этап. Подбор конфликтных ситуаций, в которых ребенку трудно себя сдержать.
2 этап. Обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Проиграть каждый вариант, используя резиновые игрушки или "леговских" человечков в целях более эффективного осознания последствий своего поведения.
3 этап. Выбор позитивного варианта поведения в проблемной ситуации. Право выбора остается за ребенком.
4 этап. Закрепление позитивного варианта поведения в ролевой игре, в которой сам ребенок или педагог берет на себя роль "противника", "жертвы". Проведение коммуникативных игр с коллективом детей.

Методы, направленные на обучение ребенка отреагированию гнева

1.Вы должны сориентироваться в той конкретной конфликтной ситуации,

которая произошла с ребенком и быстро проанализировать ее.
Постарайтесь понять причины агрессивного поведения ребенка, характер детской агрессивности - является ли он защитным или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным. Исходя из этого - действуйте определенным образом.

2.Помогите ребенку выразить свой гнев приемлемым способом.

Когда ребенок испытывает гнев, очень сложно в этот момент объяснить ему что-либо, он просто вас не услышит. Поэтому для первой стадии отреагирования гнева ребенка хорошо иметь в группе следующие материалы: бумагу (газетную, альбомную, картон), пластилин или глину, краски, карандаши, мелки восковые.
Предложите ребенку, испытывающему гнев, выразить все, что он чувствует в данный момент, используя этот материал, например:
- комкать и рвать бумагу,
- втирать пластилин в картонку или бумагу,
- нарисовать, слепить, что он захочет (прорисовать гнев красками, вылепить его из пластилина). Часто образ гнева ребенок отождествляет с обидчиком,
- топать ногами,
- бить подушку,
- громко кричать, используя стаканчик для крика.

3.Дайте ребенку выговориться, проговорить все, что он чувствует по поводу всей ситуации и своего обидчика. Работайте в технике активного слушания. Не забудьте выслушать и других детей, участников конфликта.

Вопросы к ребенку, когда он нарисовал или слепил что-либо:
- Кто это? (Что это?)
- Что он делает, говорит?
- Что ты хочешь ему сказать, сделать?
Предложить ребенку поговорить от лица его рисунка. Спросить, изменилось ли настроение ребенка после того, как он прорисовал рисунок. Спросите, что хочет сделать ребенок со своим рисунком или поделкой (смять, порвать)? Дайте возможность ему это сделать.
- На что похож твой гнев? Какой он на цвет, слух, запах, ощупь?

4. Помогите ребенку решить конфликтную ситуацию,

(используйте материалы памятки для педагогов по преодолению и решению конфликтов у дошкольников (4 шага)), а также включиться в игру со сверстниками или заняться индивидуальной деятельностью.

5. Используйте игровые методы и приемы коррекции агрессивного поведения у детей

(см. картотеку Романова А.А.). Такие методы нужны тогда, когда необходима быстрая реакция, находчивость педагога, чтобы разрешить и нейтрализовать конфликтную ситуацию на месте.

По материалам из книг Романова А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. - М.: Плэйт, 2001; Лютовой Е.К. Мониной Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, Сфера, 2002; Смирновой Т.П. Психологическая коррекция агроессивного поведения детей. Серия "Психологический практикум". - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Назад


  2011