Применение поощрения и наказания в воспитании.
 
Гиперактивные дети очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. Но бессистемное, беспорядочное их применение может оказаться неэффективным, 
поскольку они нуждаются в жесткой последовательности действий. 
Гиперактивные дети  получают в течение дня огромное количество замечаний и, безусловно, устают от них и часто проявляют в ответ на них агрессию. 
Практика показывает, что эффективнее не ругать за нежелательное для взрослых поведение, а поощрять за спокойное, желательное поведение. 
Поведение ребенка с можно спланировать похвалами и замечаниями. 
-	Хвалить нужно предметно, и похвала может иметь не только словесное выражение, но материальное (предоставление выбора места за столом, 
места в строю, право первым ответить на вопрос воспитателя и т.д.) 
-	Фиксирование внимания взрослых на сильных сторонах ребенка, на его успехах, помогает ему избежать чувства отверженности, ненужности. 
-	Похвала ребенка (или жетон) должна быть моментальной, то есть следовать сразу же за вызвавшей ее деятельностью. 
-	Наказание (или лишение жетона) также должно применяться сразу после нежелательного поведения. 
-	Педагог должен постоянно анализировать применяемые им методы воздействия на ребенка, отсеивая нерациональные, неэффективные. 
-	От педагога должна идти всемерная поддержка. Ребенку необходима помощь в структурировании времени, деятельности, подсказки, 
что делать в данный момент, что позже. Причем инструкции должны быть конкретными и краткими ("Возьми картон", "Намажь клеем" и т.д.) и носить нейтральный характер. 
 
Организация двигательной активности гиперактивного ребенка.
 
Когда ребенок двигается, бегает, благодаря гипервентиляции восстанавливаются связи между структурами головного мозга, 
то есть движение можно рассматривать качестве защитного механизма ребенка с СДВГ. Поэтому необходимо не подавлять, а создавать условия 
для удовлетворения этой потребности. Например, во время занятия, чтения книги (если заметим, что ребенок тяготится неподвижностью) можно 
попросить его выполнить небольшое поручение (полить цветы и др.), причем во время этого занятия он также усваивает текст. 
 
Взаимодействие педагога с родителями гиперактивного ребенка.
 
Для повышения эффективности взаимодействия педагога с родителями, можно попробовать следующий способ: 
в конце каждой смены воспитатель записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке, 
причем информация должна подаваться исключительно в позитивной форме, например: 
"Сегодня Саша слушал сказку "Красная шапочка" 2 минуты". Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают несколько выводов: 
1.	Ребенка никто не ругает. 
2.	В группе читали сказку "Красная шапочка". 
3.	Ребенок недослушал сказку, значит необходимо прочитать ее дома. 
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, 
что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его. 
Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. 
Ребенок, в свою очередь, получит необходимую "дозу" родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться 
капризами, истериками и т.д.  
 
Индивидуальный подход к гиперактивному ребенку на музыкальных занятиях (подготовка к детским праздникам).
-	Ребенок лучше запоминает стихи и другой материал вместе со взрослым;  
-	Многоразовые тренировки могут утомить ребенка, и он может забыть то, что прежде усвоил;  
-	Ребенок быстро запоминает текст, но если на репетициях приходится по несколько раз в день повторять одно и тоже, 
он теряет интерес ко всему происходящему, допускает много ошибок в танцах, построениях. Поэтому лучше дозировать нагрузку.  
  
По материалам из книг Лютовой Е.К. Мониной Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, Сфера, 2002; 
Мониной Г.Б. Лютовой-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007.   
 
Назад 
 |