Главная Технологии Педагогам Родителям Дети Статьи Ссылки  
   

Как помочь гиперактивному ребенку?

Применение поощрения и наказания в воспитании.

Гиперактивные дети очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. Но бессистемное, беспорядочное их применение может оказаться неэффективным, поскольку они нуждаются в жесткой последовательности действий.
Гиперактивные дети получают в течение дня огромное количество замечаний и, безусловно, устают от них и часто проявляют в ответ на них агрессию. Практика показывает, что эффективнее не ругать за нежелательное для взрослых поведение, а поощрять за спокойное, желательное поведение.
Поведение ребенка с можно спланировать похвалами и замечаниями.
- Хвалить нужно предметно, и похвала может иметь не только словесное выражение, но материальное (предоставление выбора места за столом, места в строю, право первым ответить на вопрос воспитателя и т.д.)
- Фиксирование внимания взрослых на сильных сторонах ребенка, на его успехах, помогает ему избежать чувства отверженности, ненужности.
- Похвала ребенка (или жетон) должна быть моментальной, то есть следовать сразу же за вызвавшей ее деятельностью.
- Наказание (или лишение жетона) также должно применяться сразу после нежелательного поведения.
- Педагог должен постоянно анализировать применяемые им методы воздействия на ребенка, отсеивая нерациональные, неэффективные.
- От педагога должна идти всемерная поддержка. Ребенку необходима помощь в структурировании времени, деятельности, подсказки, что делать в данный момент, что позже. Причем инструкции должны быть конкретными и краткими ("Возьми картон", "Намажь клеем" и т.д.) и носить нейтральный характер.

Организация двигательной активности гиперактивного ребенка.

Когда ребенок двигается, бегает, благодаря гипервентиляции восстанавливаются связи между структурами головного мозга, то есть движение можно рассматривать качестве защитного механизма ребенка с СДВГ. Поэтому необходимо не подавлять, а создавать условия для удовлетворения этой потребности. Например, во время занятия, чтения книги (если заметим, что ребенок тяготится неподвижностью) можно попросить его выполнить небольшое поручение (полить цветы и др.), причем во время этого занятия он также усваивает текст.

Взаимодействие педагога с родителями гиперактивного ребенка.

Для повышения эффективности взаимодействия педагога с родителями, можно попробовать следующий способ: в конце каждой смены воспитатель записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке, причем информация должна подаваться исключительно в позитивной форме, например:
"Сегодня Саша слушал сказку "Красная шапочка" 2 минуты". Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают несколько выводов:
1. Ребенка никто не ругает.
2. В группе читали сказку "Красная шапочка".
3. Ребенок недослушал сказку, значит необходимо прочитать ее дома.
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его.
Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую "дозу" родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т.д.

Индивидуальный подход к гиперактивному ребенку на музыкальных занятиях (подготовка к детским праздникам).

- Ребенок лучше запоминает стихи и другой материал вместе со взрослым;
- Многоразовые тренировки могут утомить ребенка, и он может забыть то, что прежде усвоил;
- Ребенок быстро запоминает текст, но если на репетициях приходится по несколько раз в день повторять одно и тоже, он теряет интерес ко всему происходящему, допускает много ошибок в танцах, построениях. Поэтому лучше дозировать нагрузку.

По материалам из книг Лютовой Е.К. Мониной Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, Сфера, 2002; Мониной Г.Б. Лютовой-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007.

Назад


  2011