1.Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте "сигналы конфликта" у детей:
 
- стычки между воспитанниками; 
- нарушения дисциплины; 
- обзывания; 
- нарушения правил в играх; 
- отчуждение ребенка от группы детей; 
- затянувшееся выяснение отношений. 
 
2.Используйте методы профилактики конфликтов:
 
- сюжетно-ролевая игра; 
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них; 
- чтение и обсуждение художественных произведений; 
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий; 
- беседы; 
- коммуникативные игры. 
 
3.Внедряйте в практику стратегию преодоления конфликтов:
 
Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту). 
Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей. 
Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений). 
Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение. 
Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку. 
 
4.Используйте технику активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом; 
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы; 
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, "что-то случилось…", "он тебя толкнул и тебе очень больно…", "ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…"; 
- в беседе с ребенком держите паузу; 
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта; 
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его. 
 
5.Используйте технику позитивных сообщений.
Примерная схема: 
1)	Когда ты……(описание произведенного действия ребенка). 
2)	Может случиться, что……(описание возможного результата). 
3)	Лучше……(предложение альтернативного варианта поведения). 
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов. 
 
По материалам из книги Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. 
 
Назад 
 |