Главная Технологии Педагогам Родителям Дети Статьи Ссылки  
   

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников

1.Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте "сигналы конфликта" у детей:

- стычки между воспитанниками;
- нарушения дисциплины;
- обзывания;
- нарушения правил в играх;
- отчуждение ребенка от группы детей;
- затянувшееся выяснение отношений.

2.Используйте методы профилактики конфликтов:

- сюжетно-ролевая игра;
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
- беседы;
- коммуникативные игры.

3.Внедряйте в практику стратегию преодоления конфликтов:

Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.
Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.
Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.

4.Используйте технику активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, "что-то случилось…", "он тебя толкнул и тебе очень больно…", "ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…";
- в беседе с ребенком держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5.Используйте технику позитивных сообщений.

Примерная схема:
1) Когда ты……(описание произведенного действия ребенка).
2) Может случиться, что……(описание возможного результата).
3) Лучше……(предложение альтернативного варианта поведения).
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

По материалам из книги Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005.

Назад


  2011