Главная Технологии Родителям Педагогам Дети Статьи Ссылки  
   

Фотоальбом

Игры на развитие мышления, внимания и памяти дошкольников.


При подготовке детей к обучению в школе большое значение уделяется развитию интеллектуальной готовности. Для успешного обучения в школе Вашему сыну или дочке необходимо научиться размышлять, анализировать информацию, уметь классифицировать предметы по главному признаку, использовать в речи обобщающие понятия, хорошо запоминать учебный материал, сосредотачиваться на задании и многое другое. Вашему вниманию предлагаются некоторые игры и упражнения, которые Вы можете использовать при подготовке детей к предстоящему школьному обучению. Список игр будет периодически пополняться. Желаю удачи!

Игры на развитие мышления для детей 6 - 7 лет



Назови три предмета


Взрослый называет слово "мебель" и бросает мяч ребенку, а ребенок придумывает три слова, которые можно объединить словом-названием "мебель": стул, стол, кровать (или другие подходящие слова). Варианты игры: подобрать подходящие слова к обобщающим понятиям - "одежда", "посуда", "города", "рыбы", "овощи", "фрукты", "транспорт", "растения", "домашние животные", "дикие животные" и др.

Лишнее слово


Ведущий называет три, четыре или пять слов, одно из которых не подходит к другим, являясь лишним. Задача игроков как можно скорее и правильнее назвать лишнее слово и объяснить свой выбор, используя в речи обобщающие понятия. Например: стул, шкаф, ковер, кресло, диван. Лишний - ковер, потому что стул, шкаф, кресло и диван - это мебель.
- Кукла, песок, юла, мяч.
- Пальто, шарф, сапоги, куртка.
- Яблоко, помидор, абрикос, груша.
- Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
- Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
- Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
- Зима, апрель, весна, лето, осень.
- Мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
- Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.
- Месяц, год, день, небо, час.

Что это?


Ребенку предлагается назвать обобщающее слово.
- Вторник и суббота - это…
- Гвоздика и кактус - это…
- Денисова и Петров - это…
- Январь, март - это…
- Алмаз, сапфир - это…
- Осень, весна - это…
- Яблоко, груша - это…
- Сом, карп - это…
- Цветы, деревья - это…
- Москва, Париж - это…

Что общего и чем отличаются


Ребенку предлагается найти ответ на вопрос: что общего между апельсином и морковью? "Да, у них одинаковый цвет - оранжевый. Верно, они съедобные, вкусные. В них много витаминов. А чем они отличаются? У них разная форма. Апельсин растет на дереве, а морковь в земле. Апельсин - фрукт, а морковь - овощ". Примерно так будет проходить начало этой игры. Пары предметов для сравнения, поиска общего и различного предлагает сначала взрослый, а потом ребенок. Примерные пары для сравнения:
- Медведь - лиса
- Море - река
- Дерево - цветок
- Компьютер - телевизор
- Книга - журнал
- Добрый - злой

Аналогии


Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Ребенку нужно назвать четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.
- Линейка - измерять, ластик - …
- Игла - шить, ножницы - …
- Человек - идти, машина - …
- Цвет - видеть, звук - …
- Врач - лечить, учитель - …
- Магазин - продукты, аптека - …
- Больница - врач, школа - …
- Холодильник - металл, книга - …
- Лес - охотник, река - …
- Огурец - огород, яблоко - …
- Часы - время, градусник - …
- Пол - ковер, стол - …
- Сирень - кустарник, береза - …
- Рыба - чешуя, птица -

Игры на развитие внимания детей 6 - 7 лет



Корректоры


Для игры потребуются карточки-бланки с напечатанными на них в случайном порядке набором букв. Игра начинается по сигналу взрослого. Ребенок должен на своей карточке зачеркивать (или подчеркивать, обводить кружком, заключать в треугольник и т.д.) заданную букву и только ее! - не путая с другими. Вначале не стоит строго ограничивать ребенка временными рамками, ориентируя его в большей степени на тщательность и правильность выполнения задания. Позже можно играть и на время - кто больше и правильнее других за отведенное время найдет нужных букв. Кроме того при повторном проведении игры задание можно усложнить - предложить ребенку одновременно зачеркивать букву Н и подчеркнуть букву И; обводить букву Т и заключать в треугольник букву Г и т.д. Необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы он просматривал каждый ряд слева на право по порядку, не пропуская ни одной буквы.

Будь внимателен


Для игры потребуются карточки со знаками "+" и "-" для каждого из участников. Взрослый сначала зачитывает первый список слов, дети должны его просто внимательно прослушать. Например: видеофильм, компьютер, архитектор, метеостанция, скалолаз, бизнесмен.
Через 5 секунд ведущий игры читает другой список слов, и вот тут уже дети поднимают карточку "+", если слышали это слово чуть раньше, или карточку со знаком "-", если слово звучит в первый раз: консерватория, телевизор, скалолаз, журналист, метеостанция, бизнесмен, авиация, конструктор, компьютер, кинотеатр, видеофильм. Список слов можно придумывать самостоятельно.

Птица - не птица


Веселая игра на внимание и на знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
- Прилетели птицы: голуби синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!
Для развития внимания детей можно использовать игры с картинками "Найди отличия", "Перепутанные линии", "Спрятавшиеся предметы", "Лабиринты" и другие.

Игры на развитие памяти детей 6 - 7 лет



Упражнение


Задание ребенку: "Попробуй к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок, чтобы лучше их запомнить". Главное - не стараться точно изобразить предмет, нужно нарисовать так, чтобы этот рисунок был понятен ребенку и помог потом вспомнить слова. После выполнения рисунков ребенку предлагается вспомнить слова, которые называл взрослый.
Примерный перечень слов и словосочетаний: хорошая погода, интересная сказка, дерево, грузовик, темный лес, наказание, веселый праздник.

Что изменилось?


Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, игрушка и т.п. в количестве 7 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Ребенку предлагают в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом он должен повернуться спиной к столу, а это время 2 - 3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Ребенка спрашивают, какие предметы поменялись местами?

Материалы из книги Степановой О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003

Назад


  г.Северодвинск 2011